Измеряем и регулируем углы установки колёс

Нормальный износ протектора

Правое переднее колесо (вид сзади). Повыщенный износ наружных дорожек. Внутренний край каждой дорожки выше наружного. Причина: слишком велик угол схождения коолес.

Правое переднее колесо (вид сзади). Повыщенный износ внутренних дорожек. Наружный край каждой доложки выше внутренних. Причина: отрицательный угол схождения колес.

Правое переднее колесо (вид сзади). Повышенный износ внутренних дорожек. Между ними заметна ступенька. Причина: отрицательный угол развала колес.

Заднеее правое колесо. Повышенный износ внутренней дорожки. Между ней и соседней дорожкой заметна ступенька. Причина: отрицательный угол развала задних коолес (прогнулась задняя балка).

Любое колесо. Местный износ в виде пятен. Сначала они располагаются на крайних дорожках, а по мере увеличения пробега переходят и на центральную. Причина: дисбаланс колеса.

Любое колесо. Повышенный (без ступенек) износ крайних дорожек. Средняя дорожка выступает. Причсина: пониженное давление воздуха.

Любое колесо. Интенсивный износ средних дорожек (без ступенек). Причина: Повывшенное давление воздуха.

 

 

 

 

 

 

Просматривать страницы этого сайта рекомендуется при разрешении экрана монитора 800х600 точек.  

  Непосвященному человеку, приехавшему в автосервис "на стенд", в очередь на который он записался загодя, операции, которые с непроницаемым видом проделывает "мастер", кажутся священодействием. Но, оказывается, что многие из них можно выполнить в домашних условиях при помощи "народных средств". Тем более, что далеко не всегда регулировки "на стенде" проводятся качественно, и зачастую их приходится доводить самостоятельно.

   Конечно, каждому аавтомобилисту хочется, чтобы шины его автомобиля подольше не изнашивались. Ведь тем, кому сейчас нужен комплект новых покрышек, придется выложить за них приличную сумму. Неисправности машины способны сыграть с вашими шинами злую шутку, если неправильно установлены углы развала и схождения передних колес. Именно из-за них еще вполне приличные покрышки могут превратиться в утиль за какие-нибудь пару тысяч километров.

  По характеру износа протектора атомобильных шин можно определить типичные его причины.
 Поскольку шины могут служить наглядным пособием для всех владельцев автомобилей, предлагается познакомиться с ними по приведенным здесь слева фотографиям со схемами, где показаны наружный контур сечения протектора, схождение и развал колёс.

Периодически осматривая протектор и сравнивая его вид с фотографиями, можно своевременно заметить начало ненормального износа и устранить вызвавшую его причину. Жизнь шин будет продлена.

  Как известно, передние колеса установлены не параллельно направлению движения машины, а повернуты на какой-то угол, который для удобства измерения делится на два: угол развала и угол схождения (сходимость колес). Если плоскости, в которых лежат колеса, сходятся перед автомобилем (рис. 1), сходимость (угол схождения) считают положительной. Развал же принято считать положительным, когда эти плоскости сходятся под машиной (рис. 2).
Для чего нужны эти углы? В первую очередь, чтобы обеспечить равномерный износ шин. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о процессах, происходящих при качении автомобильного колеса, и влиянии на них углов схождения и развала. Поэтому мы изложим лишь некоторые соображения, не претендуя на полноту освещения вопроса.
Схождение компенсирует деформацию упругих элементов подвески (пружин, рессор) в процессе движения и заставляет колесо принимать положение, в котором коэффициент трения качения наименьший. Величина и знак схождения зависят от конструкции подвески, типа рулевого управления и привода. Например, на переднеприводных «москвичах» и «тавриях» схождение колес отрицательное.
Схождение также обеспечивает дополнительную стабилизацию прямолинейного движения автомобиля. Развал же устанавливают «в помощь» сходимости, чтобы обеспечить наименьшее сопротивление качению, а также (на старых моделях) для разгрузки внутреннего подшипника ступицы.
Только опытный и внимательный водитель может почувствовать по поведению машины, что регулировка колес нарушена — да и то при очень грубом отклонении. Проще посмотреть на шины, ведь они могут немало рассказать о том, правильно ли установлены колеса.
Неправильное их положение вызывает неравномерный по ширине колеса износ, по характеру которого можно определить, какой, собственно, угол нарушен.
Так, существуют два типа неравномерного износа, условно называемых «пила»
(рис. 3) и «ступеньки» (рис. 4). «Пила» - на наружной стороне колеса — следствие чрезмерного положительного схождения, на внутренней стороне — отрицательного. «Ступеньки» на внутренней стороне указывают на отрицательный развал. Чрезмерный положительный развал — явление крайне маловероятное, он может возникнуть лишь при регулировке, проведенной неумелым ремонтникам.
Если ваши опасения подтвердились и состояние шин говорит о неправильной установке колес, не торопитесь брать в руки ключи и регулировать развал и схождение. Проведенная вами работа может и не дать положительных результатов. Это бывает, если изношены подшипники ступиц колес, сайлент-блоки, шаровые опоры подвески, пластмассовые вкладыши в ша нирах рулевых тяг или их шаровые пальцы, а также сильно деформированы ободы колес. В первых четырех случаях попытки установить требуемые значения углов обречены на неудачу из-за люфтов в подвеске. Причем три неисправности можно определить, покачивая колесо, вывешенное на домкрате, а вот сайлент-блоки нуждаются в непосредственном осмотре.
Что касается колес, то, если они «квадратные», покрышка деформируется и может иметь такие отклонения от правильной формы, из-за которых замеры будут неточны. Кроме того, «квадратные» колеса обычно не поддаются балансировке, а их дисбаланс быстро выведет из строя не только покрышки, но и подшипники ступиц.
Поэтому приступайте к измерению и регулировке не раньше, чем замените изношенные и деформированные детали, влияющие на установку колес.
Начнем с измерения развала. Для этого вам понадобятся кое-какие инструменты. Ими могут быть отвес, уровень или строительный угольник и, конечно, линейка. Отвес — наименее точный и самый неудобный в работе прибор из всех перечисленных (мешают большая толщина самого отвеса и его колебания). Уровень, особенно металлический, которым можно измерять не только горизонтальный, но и вертикальный уклон, в сочетании с рейкой или большим (450 — 550 мм) угольником может дать приемлемую точность до 15 минут.
Очень удобен строительный угольник, объединенный с уровнем. Угольник прикладывают к боковинам покрышки по центру колеса, а развал определяют по шкале, нанесенной на стекло уровня (рис. 5).
Несколько сложнее обстоит дело с контролем схождения. Рекомендованных методов здесь два. В первом случае измеряют непосредственно разность расстояний между передними и задними частями колес, для чего необходима специальная линейка. Ее можно сделать самому из рейки и штангенциркуля. Есть и другой вариант, но он требует ямы или эстакады. Для вашего автомобиля, на котором схождение уже установлено, изготовьте планку сечением примерно ЗОХ ЗО мм и длиной, точно соответствующей расстоянию между внутренними поверхностями шин в передней их части. Если нужно проверить, не изменилась ли регулировка, вставляем планку между задними частями шин. Схождение равно величине зазора, который легко измерить при помощи старых трехкопеечных монет толщиной по 1 мм (рис. 6). Такое приспособление не займет много места в гараже.
Эти способы не самые удобные, так как замеры приходится проводить минимум дважды — до коррекции угла и после.

Продолжение на следующей странице.

Самодельный стенд

Назад

Рис. 1 Положительное схождение

Рис. 2. Положительный развал

 

Рис. 3. "Пила"

Рис. 4 "Ступеньки"

Рис. 5. Замер развала при помощи угольника и уровня: 1 - колесо, 2 - угольник, 3 - уровень, a - угол развала.

 

Рис. 6. Измерение схождения колес на яме или эстакаде с помощью планки и монет.